В
своем выступлении В. Платонов обратил внимание на то,
что обычно 60–70% документов инициируются исполнительной
властью, однако в 2002 г. по инициативе депутатов и
комиссий было принято 49% законодательных и нормативных
актов.
В
настоящее время на рассмотрении в Думе находятся 40
проектов законов, 50 постановлений, среди которых 30
постановлений связаны с рассмотрением и принятием законов.
В центре внимания депутатов — совершенствование жилищного
законодательства, проблемы землепользования, развитие
местного самоуправления в городе. К проектам законов,
которые рассматривались на заседаниях Думы, внесено
890 поправок, 471 из них принята. Законопроект о Московской
народной дружине, отметил В. Платонов, в общей сложности
обсуждался на четырех заседаниях Думы. При этом депутаты
брали слово 79 раз. Из 95 поправок приняты 53. А когда
обсуждается проект бюджета города, поправки исчисляются
сотнями. Над проектом бюджета–2003, принятом недавно
за основу в первом чтении, работа продолжится в сентябре.
Наибольшее
внимание журналистов привлек недавно принятый Закон
о тишине и проблемы местного самоуправления, в частности
вопрос, будут ли у районов с 1 января 2003 г. собственные
бюджеты.
Что
касается Закона «Об административной ответственности
за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в
городе Москве», в котором, в частности, идет речь о
запрете с января 2004 г. звуковых автосигнализаций,
то депутаты не ожидают массовых акций протестов со стороны
автовладельцев. По словам депутата А. Крутова, ответственность
за спонтанное срабатывание сигнализации, которая создает
помехи для жильцов, полностью лежит на автовладельце.
Он отметил также, что это решение не ущемляет прав обладателей
автомобилей, поскольку существует масса альтернативных
бесшумных средств оповещения. «Более того, как показывает
практика, акустические сигнализации неэффективны», —
сказал депутат. В то же время он не исключил, что введение
запрета на звуковые автосигнализации может быть перенесено
на более поздние сроки. «Мы посмотрим, как будет развиваться
ситуация, после чего примем окончательное решение»,
— сказал А. Крутов. Он, кстати, также заметил, что жилищно-коммунальным
организациям теперь придется обеспечивать и бесшумный
вывоз контейнеров с мусором в период с 22 до 6 утра.
А с теми, кто будет шуметь, надо расторгать договоры
и привлекать других, кто способен сделать это, не нарушая
покоя людей.
По
поводу введения районных бюджетов среди депутатов развернулась
дискуссия. По мнению заместителя председателя МГД М.
Вышегородцева, принимать бюджеты должны представительные
органы местного самоуправления, выборы которых согласно
законодательству пройдут в декабре 2003 г. «К этому
времени бюджет 2004 г. уже будет сверстан, так что реально
районные бюджеты в составе единого консолидированного
городского бюджета могут появиться только в 2005 г.»,
— сказал он. Депутат А. Крутов и представитель Мосгордумы
в Совете Федерации В. Плотников также считают, что бюджеты
муниципальных образований должны приниматься представительными
органами местного самоуправления, а нынешние районные
Собрания, по их мнению, таковыми не являются, так как
они избирались как совершенно другие структуры. Кроме
того, сначала должны быть приняты уставы муниципальных
образований. Своим коллегам возразил депутат Д. Катаев.
По его мнению, нельзя утверждать, что нынешние районные
управы не являются органами местного самоуправления.
«Есть закон города Москвы о районной Управе, который
был приведен в соответствие с федеральным согласно постановлению
Верховного суда. В Уставе города, принятом Московской
городской Думой, записано, что бюджеты в районах должны
появиться с 1 января 2003 года. Но когда принимали бюджет
на 2003 год, то там не было предусмотрено двухуровневой
схемы, а это противоречит действующему законодательству.
Вот поэтому я, единственный из депутатов Мосгордумы,
голосовал против принятия в первом чтении бюджета–2003»,
— заявил Д. Катаев.
В.
Платонов сообщил, что первое после летних каникул
заседание Мосгордумы состоится 4 сентября. «Нам есть
что делать, в плане на сентябрь у нас уже числится
порядка 40 законопроектов», — сказал он.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА РАССМОТРЕНИИ
В МГД
• О реализации научно-технической
политики города Москвы
• О праздниках города Москвы
•О защите жителей города Москвы от туберкулеза
• Об основах градостроительства в городе Москве
• О Генеральном плане развития города Москвы
• О мерах неэкономического стимулирования субъектов
благотворительной деятельности
• О гарантиях прав граждан на информацию о правовых
актах города Москвы
• Об уполномоченном по правам человека в городе Москве
• О передаче в собственность города Москвы и муниципальных
образований приватизированных жилых помещений
• О референдумах в городе Москве
• О разрешении на строительство, реконструкцию градостроительных
объектов в городе Москве
• О Московской городской народной дружине
• О грантах Москвы и муниципальных образований в городе
Москве
• О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе
Москве
• Об организации местного самоуправления в городе
Москве
• О порядке государственной регистрации уставов муниципальных
образований в городе Москве
• Об улучшении жилищных условий жителей Москвы
• Об аттестации, квалификационном экзамене муниципальных
служащих, конкурсе на замещение вакантной муниципальной
должности и в резерве кадров муниципальной службы
в городе Москве
В
ИНТЕРЕСАХ МОСКВИЧЕЙ
Краткая
характеристика некоторых законов, принятых в 2002
г.
1. «О приоритетах предоставления
в пользование или приобретения в собственность с помощью
города жилых помещений в 2002–2003 годах» от 23.01.2002
г. № 2.
Московская
Дума и раньше принимала «приоритеты», но в этом году
они обрели силу городского Закона.
2. «О ставках и льготах по
плате за пользование водными объектами» от 27.02.2002
г. № 9.
Закон
принят в соответствии с ФЗ от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ
«О плате за пользование водными объектами». Ставки платы
за пользование водными объектами установлены на минимальном
уровне, определенном для Центрального экономического
района бассейна реки Волги постановлением Правительства
РФ от 28.11.2001 г. № 826.
Суммы
платы зачисляются в соответствии со статьей 8 ФЗ № 71-ФЗ
в федеральный бюджет и бюджет города Москвы в следующем
соотношении: 40% — в федеральный бюджет, 60% — в бюджет
города.
Федеральным
законом от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2002 год» действие статьи 124 «Плата за пользование
водными объектами (водный налог)» Водного кодекса РФ
приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.
3. «Об Уставном суде города
Москвы» от 13.02.2002г. № 10.
В
Москве будет сформирован Уставный суд, который по аналогии
с Конституционным судом РФ будет рассматривать вопросы
о соответствии Уставу Москвы:
— законов города,
— нормативных правовых актов Думы, мэра, Правительства
Москвы и иных органов и должностных лиц исполнительной
власти,
— уставов муниципальных образований, правовых актов
органов местного самоуправления.
Уставный
суд также будет давать официальное толкование Уставу
Москвы.
Согласно
закону Уставный суд будет состоять из пяти судей, избираемых
на 4 года. Судьей может быть назначен гражданин РФ,
достигший ко дню назначения возраста не менее 25 лет,
имеющий высшее юридическое образование и стаж работы
по юридической профессии не менее 5 лет.
Вынесенные
Уставным судом Москвы решения подлежат обязательному
опубликованию в официальном издании Уставного суда «Бюллетень
Уставного суда города Москвы», а также в официальных
изданиях органов государственной власти города Москвы,
которых касается вынесенное решение суда.
4. «Об отмене Закона Москвы
об особенностях приватизации жилых помещений в квартирах
коммунального заселения» от 27.03.2002 г. № 15.
Основанием
принятия данного закона является отказ Верховного суда
РФ в принесении протеста в порядке надзора на решение
Московского городского суда от 6 августа 2001 г. и определение
Верховного суда РФ от 2 октября 2001 г. по делу по заявлению
прокурора г. Москвы о признании противоречащим федеральному
законодательству Закона города Москвы от 16.06.1999
г. № 24-62 «Об особенностях приватизации жилых помещений
в квартирах коммунального заселения». Порядок приватизации
коммунальных квартир теперь предусмотрен Законом РФ
«О приватизации жилищного фонда в РФ». Соответствующие
изменения были внесены 20.05.2002 г. (инициатива МГД).
5. «О Московской торгово-промышленной
палате» от 27.03.2002 г. № 17.
Закон
устанавливает основы деятельности Московской торгово-промышленной
палаты.
Палата
является негосударственной некоммерческой организацией,
объединяющей на добровольной основе российские предприятия
независимо от форм собственности.
Палата
осуществляет следующие функции:
— проводит подготовку и экспертизу учредительных документов
вновь образуемых хозяйствующих субъектов;
— дает экспертную оценку документов, представленных
для получения лицензии;
— ведет негосударственный реестр предприятий, прошедших
добровольную паспортизацию и получивших сертификат надежности.
Добровольная
паспортизация — получение паспорта предприятия, претендующего
на экономическую поддержку, оказываемую коммерческим
организациям органами государственной власти.
Сертификат
надежного предприятия — официальный документ, выдаваемый
Общественным советом при мэре Москвы по проведению добровольной
паспортизации коммерческих организаций в городе Москве.
— предоставляет информацию и консультирует по следующим
вопросам:
а) организации рекламы товаров и услуг;
б) патентованию изобретений;
в) проведению сертификации товаров;
г) обеспечению экономической безопасности предпринимательства
и страхованию рисков и т. д.
Торгово-промышленная палата тесно взаимодействует с
органами государственной власти Москвы: вправе участвовать
в заседаниях комиссий и открытых заседаниях Думы, участвовать
в разработке проектов законов и нормативных правовых
актов исполнительной власти Москвы и представлять независимые
экспертные заключения по ним.
6. «О порядке назначения представителей
общественности в квалификационную коллегию судей Москвы»
от 15.05.2002 г. № 22.
Московская
городская Дума назначает семь представителей от общественности
в квалификационную коллегию судей Москвы.
Представителем
может быть гражданин РФ, дееспособный, достигший 35
лет, имеющий высшее государственное юридическое образование,
не совершивший порочащих поступков, не имеющий непогашенную
и неснятую судимость, не состоящий на учете в наркологических
и психоневрологических диспансерах. Также не замещающий
государственные или муниципальные должности или не являющийся
адвокатом.
7. «О внесении изменений и
дополнений в Закон Москвы» «О квотировании рабочих мест
в городе Москве» от 26.06.2002 г. № 32.
Для
работодателей, у которых среднесписочная численность
работников составляет более 30 человек, устанавливается
квота для приема на работу инвалидов в размере 4% от
среднесписочной численности. В случае невозможности
выполнения установленной квоты для приема на работу
инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджет Москвы
обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в размере
прожиточного минимума для трудоспособного населения,
установленного в РФ.
8. «О прожиточном минимуме
в городе Москве» от 15.05.2002 г. № 23.
Закон
устанавливает порядок определения прожиточного минимума
в городе Москве и его использования при разработке и
реализации социальных программ.
Прожиточный
минимум — стоимостная оценка потребительской корзины,
а также обязательные платежи и сборы.
Прожиточный
минимум используется для:
— характеристики уровня жизни населения города Москвы
при разработке и реализации социальных программ города
Москвы;
— предоставления государственных социальных выплат в
соответствии с федеральным законодательством и (или)
нормативными актами города Москвы;
— составления проекта бюджета города Москвы, определения
бюджетных затрат на выполнение социальных программ города
Москвы и оказание помощи малоимущим москвичам.
Величина
прожиточного минимума ежеквартально устанавливается
Правительством Москвы. |